Деловой Петербург,
17 июня 2013 г.
Рынок без подстраховки 2990 просмотров
Некоторые клиенты страховых компаний, теряющих сейчас прибыль из-за падения продаж новых автомобилей, столкнулись с необходимостью доплатить за уже приобретенные ими полисы каско.
В мае 2013 года в Петербурге было продано на 500 новых автомобилей меньше, чем год назад. Рынок стагнирует, и в результате у страховщиков перестали расти продажи полисов ОСАГО, а главное - каско. Одновременно растет объем страховых выплат. В свете этих событий страховщики, привыкшие наращивать продажи за счет автомобилей, проданных в кредит, в массовом порядке повышают тарифы. В ряде случаев повышение составляет до 45%. В кризисное для рынка время некоторым приходится идти на экстраординарные меры. Зафиксированы случаи, когда некоторым клиентам предлагают доплатить за действующие полисы.
Впервые в истории
В июне некоторые клиенты брокерской фирмы «Инфулл Страхование» получили предложение доплатить за полисы каско компании «Ингосстрах» от 5 тыс. до 20 тыс. рублей. При этом из объяснений менеджеров следует, что страховая компания недобрала премию, поэтому нужно доплатить, чтобы договор продолжал действовать, либо расторгнуть его и перезаключить с другой страховой компанией. По данным сотрудников компании-брокера, ситуация коснулась нескольких десятков человек, купивших страховку в апреле-мае этого года.
Марат Асланов, совладелец группы компаний «Универсал», сообщил «ДП», что «Ингосстрах» требует с клиентов доплаты также и по полисам ОСАГО. По словам Асланова, компания в последние 2 года активно наращивала долю рынка, предлагая невысокий тариф, и, вероятно, столкнулась с ростом выплат, более того, все решения о выплате средств переданы из Петербурга в Москву и страхователи иногда месяцами ждут решения.
В свою очередь, директор петербургского филиала «Ингосстраха» Владимир Храбрых утверждает, что ни о какой доплате речи быть не может. При этом он подтвердил, что тарифы компании были повышены в связи с увеличением выплат.
«Тариф - это отражение убыточности, однако клиентов доплачивать мы не просили - это невозможно. У нас очень много страхователей, более 60 тыс. автовладельцев, поэтому, скорее всего, ошибся брокер», - настаивает Владимир Храбрых.
Илья Соломатин, вице-президент ОСАО «Ингосстрах», дополняет коллегу: «Если клиент уже оплатил полис, то ни о какой доплате и речи быть не может. Он может доплатить только за расширение страховки».
При этом Владимир Храбрых пояснил, что страховая компания может потребовать деньги с брокера, в случае если он ошибся в расчетах.
Логично предположить, что брокер может признать вину и взять на себя ответственность. Любопытно, что в данном случае посредник вины не признает, ссылаясь на страховую компанию, и в качестве альтернативы предлагает расторгнуть действующий несколько месяцев полис и заключить договор с другой компанией.
От убытков не застрахованы даже лидеры
ОСАО «Ингосстрах», основным акционером которого является «Базовый элемент» Олега Дерипаски, - один из крупнейших игроков петербургского рынка автострахования. По итогам 2012 года компания вошла в тройку лидеров наряду с компаниями «РЕ-СО-гарантия» и «Ренессанс страхование».
В начале лета этого года компания действительно существенно (на 5-45%) повысила тарифы.
Опрошенные «ДП» страховщики сообщили, что впервые слышат о том, чтобы компания или ее агент просили клиента доплатить по уже заключенному договору - для этого нет никаких юридических оснований.
Без особых условий, оговоренных в договоре, Гражданский кодекс РФ разрешает страховщикам повышать тарифы только в случае изменения степени риска, например, когда страхователь хочет вписать в полис еще одного водителя или если изменились условия эксплуатации автомобиля (автовладелец занялся частным извозом). Других законных оснований повысить тариф у страховщиков нет.
Однако, как пояснил на условиях анонимности один из участников рынка, из-за роста убыточности и ожидания долгой стагнации многие страховщики сейчас меняют условия договоров не в пользу клиента.
Правда, в первую очередь это касается привлекательных для клиентов, но разорительных для страховщиков условий, таких как неоднократная оплата ущерба без справок. Некоторые компании уже исключили подобные пункты из договоров. А в будущем, возможно, страховщики включат в полисы пункты, которые позволят им в одностороннем порядке повышать тарифы и требовать доплату.
«Заключенный на определенных условиях, в том числе в части цены, договор страхования может быть изменен только по основаниям, предусмотренным данным договором или законом, - объясняет Мария Смирнова, старший юрист коммерческой практики компании Rightmark group. - Если в договоре указано, что цена может быть изменена в случае «недобора» страховой компанией клиентов (что маловероятно), то требования о доплате будут являться обоснованными. Если же договор таких условий не содержит, то требования о доплате неправомерны».
С учетом германского опыта
Впрочем, и прежде страховые компании, оказавшись в непростой финансовой ситуации, когда выплаты слишком быстро догоняли или уже опережали доходы, прибегали к нетривиальным способам решения проблемы, например предлагая проблемным клиентам досрочно расторгнуть договор.
В частности, так поступила «дочка» германского страховщика «ЭРГО Русь», пытаясь избавиться от невыгодных клиентов.
«В расчетах, определении тарифа мы основываемся на средней частоте убытков. Если автомобилист попадает в аварию 2 раза в год - это нормально. Но если ДТП с его участием происходят существенно чаще, то после четвертого раза мы предлагали клиенту досрочно расторгнуть договор. Такая практика имеет место в Германии, но у нас она не прижилась», - говорит заместитель генерального директора Северо-Западной дирекции ЗАСО «ЭРГО Русь» Андрей Знаменский.
Законные основания
Пока же, по словам страховщиков, наиболее распространенный способ борьбы с клиентами, приносящими крупные убытки, - это выставление им после окончания срока действия договора заградительных тарифов, как правило, в 1,5-2 раза выше, чем в первый год страхования.
В таком случае опальные автовладельцы ищут нового страховщика, который ничего не знает о предыдущих авариях или просто готов закрыть на них глаза. Одновременно страховщики ужесточают контроль за выплатами. Как правило, это выражается в том, что решение о выплате принимается централизованно, специалистами головного офиса компании. Для страхователей централизация процесса оборачивается отказами в выплате, занижением сумм компенсации ущерба.
На сложностях процедуры выплат неплохо зарабатывают некоторые фирмы, скупающие долги страховщиков перед страхователями.
Как правило, долг приобретается с дисконтом до 30%, затем проводится экспертиза и предъявляются более высокие требования страховщику. В итоге теряют все - страхователь получает меньше, а страховщик платит больше.
2,8 млрд рублей собрало ОСАО «Ингосстрах» на рынке автострахования (ОСАГО и каско) Петербурга по итогам 2012 года. Доля рынка компании - около 10%.
Комментарии
Продажи падают, тарифы будут расти
Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада:
Некоторая стагнация на рынке есть, и, конечно, снижение убыточности в таких условиях для страховщиков - важная задача. Как правило, компании отсекают нежелательных клиентов, повышая им тариф при продлении договора до такого уровня, что автовладелец отказывается от страховки. Но я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы брокер, получающий комиссию от страховщика, требовал у клиента доплаты за полис. Тем более если у брокера для этого нет весомых оснований и риски для страховой компании не увеличивались.
Юрий Берхман, первый заместитель генерального директора ЗАО «АСК-Петербург»:
Тарифы будут расти. Продажи автомобилей падают, то есть новых клиентов взять негде. Одновременно с этим растут выплаты, так как увеличивается средняя стоимость приобретаемых автомобилей, а значит, автоматически дорожает их ремонт. Прогнозировать ситуацию до конца года сложно, мы пока не имеем даже статистики за I квартал этого года. Надеюсь, по итогам года падения не будет, а только замедлятся темпы прироста премии.
Александр СОЛОГУБ, Артем ЧЛЕГОВ
Вся пресса за 17 июня 2013 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Тарифы, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 апреля 2025 г.

|
|
Стерлеград, г. Стерлитамак Республики Башкортостан, 28 апреля 2025 г.
В России хотят продавать ОСАГО через «Госуслуги»: эксперты предупредили о рисках

|
|
Сибирское информационное агентство, Иркутск, 28 апреля 2025 г.
Продажа ОСАГО через Госуслуги лишит работы сотни тысяч автостраховщиков

|
|
Sputnik Латвия, 28 апреля 2025 г.
Экс-премьер призывает к реформам в здравоохранении

|
|
Москва FM, 28 апреля 2025 г.
ОСАГО идет в Новороссию

|
|
ТАСС, 28 апреля 2025 г.
Минцифры прорабатывает возможность оформления ОСАГО на Госуслугах

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 апреля 2025 г.
РНПК намерена снизить показатели убыточности в корпоративном сегменте

|
|
Парламентская газета, 28 апреля 2025 г.
Минцифры поддержало инициативу об оформлении ОСАГО на Госуслугах

|
|
МК в Карелии, Петрозаводск, 28 апреля 2025 г.
Жителю Карелии вернули деньги за услугу, навязанные при оформлении автокредита

|
|
Российская газета онлайн, 28 апреля 2025 г.
Минцифры поддержало инициативу об оформлении ОСАГО на Госуслугах

|
|
Дейта, Владивосток, 28 апреля 2025 г.
Новые правила техосмотра: как изменится жизнь российских автомобилистов

|
|
kapital.uz, Ташкент, 28 апреля 2025 г.
APEX INSURANCE и APEX LIFE INSURANCE организовывают международный форум FAIR

|
|
РИА Новости, 28 апреля 2025 г.
Московский суд начнет слушать в июне иск «Росгосстрах Жизни» к структурам Goldman Sachs

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 апреля 2025 г.
Глобальные убытки от катастроф в первом квартале достигли $53 млрд

|
|
Ведомости онлайн, 28 апреля 2025 г.
Минцифры работает над возможностью оформления ОСАГО на «Госуслугах»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 апреля 2025 г.
Новый стандарт призван помочь городам управлять рисками стихийных бедствий и экономических потрясений

|
|
РИА Новости, 28 апреля 2025 г.
На «Госуслугах» хотят запустить сервис по оформлению ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 апреля 2025 г.
CDP призывает к десятикратному увеличению финансирования на случай стихийных бедствий к 2035 году

|
 Остальные материалы за 28 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|